РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование элементов театральной педагогики на уроках литературного чтения

Ирина Александровна Леончик

Аннотация: в статье представлен опыт работы учителя начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Багаевская средняя общеобразовательная школа № 2. Актуальность статьи заключается в том, что применение театральных методов позволяет сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для учеников, а также способствует лучшему усвоению материала.

Для многих современных школьников классическая литература может показаться скучной и непонятной. Однако, это не означает, что эти произведения не имеют ценности. Именно в них заложены глубокие мысли и уникальные идеи, которые могут открыть новые горизонты для читателя.

Чтобы привлечь подростков к чтению классических произведений, можно использовать театрализацию. Этот метод позволяет оживить текст, сделать его более доступным и интересным. Через театральную педагогику школьники смогут глубже погрузиться в мир произведения, почувствовать эмоции героев и понять их внутренний мир.

В последние годы возросла актуальность проблемы внедрения методов театральной педагогики в образовательный процесс. Исследования, проведенные педагогами-практиками и теоретиками, подтвердили эффективность и значимость использования опыта театральной педагогики в обучении. Этот подход объединяет ключевые аспекты игры и творческого процесса. Современная театральная педагогика предлагает обширный набор упражнений и тренингов, которые способствуют повышению уровня познавательного интереса, развитию внимания, воображения, памяти, способности к действию и творческой активности. Освоение этих инструментов позволяет учителю понимать механизмы восприятия, взаимодействия и природы творческого процесса.

Театральное искусство имеет особую привлекательность для детей, поскольку оно базируется на игре. С самого раннего возраста ребенок испытывает потребность в игре, которая продолжает оставаться ведущей деятельностью на протяжении всего периода младшего школьного возраста. Театральная педагогика представляет собой оптимальное сочетание театрального искусства с педагогическим процессом, характеризующееся общими целями и принципами организации. Уроки литературного чтения предоставляют идеальную платформу для внедрения элементов театрализации, поскольку литература и театр тесно связаны между собой, а их общим элементом является слово.

Театрализация стимулирует познавательную активность и, как результат, повышает уровень заинтересованности в изучаемом предмете. При внедрении элементов театрализации в учебный процесс учащиеся получают возможность применить свои литературные знания и выразить свое эмоциональное восприятие литературных произведений.
Методы театрально-игровой деятельности разнообразны, информативны и, безусловно, вызывают большой интерес у детей. Во время инсценировки небольших сценок, перевоплощения в различных персонажей, младшие школьники приобретают навыки выразительной речи, уверенность в своих силах, проявляют находчивость, раскрывают свою безграничную фантазию и получают пространство для творчества.

Методика театрализации представляет собой эффективный образовательный инструмент, предназначенный для стимулирования интереса учащихся к изучаемым темам. Эта методика может применяться не только на уроках литературы и истории, но и на занятиях по другим предметам.

Театрализация включает в себя несколько педагогических приемов. Один из них - ролевое прочтение текста, которое не требует предварительной подготовки. Важно, чтобы ученики старались голосом и интонацией передать характер персонажа и его состояние.

Другой прием - персонификация, когда реальный исторический персонаж или вымышленный герой становится помощником учителя. В начальной школе этот прием может включать использование игрушек-персонажей.

Сценически-игровые упражнения также являются частью театрализации. Они могут включать написание монолога или диалога от имени персонажа. Этот прием может быть использован на уроках гуманитарного и естественно-научного цикла.

Прием "Кто я?" подразумевает, что ученик в образе персонажа рассказывает о нем, а одноклассники должны угадать, кто он. Для усиления интереса можно использовать костюм или характерные атрибуты персонажа.

Разыгрывание сценок - еще один прием театральной педагогики. Он предполагает небольшое представление по заранее подготовленному сценарию. Использование подходящего реквизита и элементов костюмов делает сценку более привлекательной.

Инсценирование текста на уроках литературы - это еще один важный прием театрализации. Он позволяет перевести литературный текст в сценический вариант, что помогает глубже понять произведение, проанализировать сюжет, характеры персонажей и их взаимоотношения, а также выразить свое отношение к произведению.
В процессе инсценирования ученики проходят через различные этапы. Сначала они самостоятельно читают произведение и формируют первое впечатление. Затем происходит коллективный обмен мнениями. После этого начинается работа с текстом по выработке режиссерской концепции. Далее следует ролевое чтение подготовленного сценария. За этим следует обсуждение промежуточного результата. Затем создаются творческие группы по интересам. После этого следуют репетиции и параллельная работа других групп. В конце проводится итоговое выступление перед аудиторией сверстников, родителей и учителей. Завершается процесс анализом творческого дела и личных достижений каждого. В итоге формулируются выводы о пьесе, героях, проблемах и авторской концепции.

Оформительская работа также играет важную роль в театрализации. Задания могут включать создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев, а также музыкальное оформление произведений. Придумывание афиш, обложек для книг способствует более глубокому анализу произведения.
В целях изучения методической целесообразности использования элементов театральной педагогики и результативности чтения текста художественного произведения по ролям в процессе обучения школьников младших классов, в период с сентября 2022 года по сентябрь 2023 г. провели методический эксперимент, где участниками стали обучающиеся третьих классов в количестве 40 человек. Ребятам было предложено познакомиться с рассказом Э. Успенского «Дядя Федор идет в школу». Каждому из участников эксперимента было предложено ознакомиться с текстом произведения в ходе уроков литературного чтения, однако дети были разделены на две группы: контрольную группу и экспериментальную группу. Каждая из групп насчитывала по 20 человек, при этом участникам контрольной группы предлагалось изучить текст лишь читая его в классе путем фронтального опроса и отвечая на вопросы учителя, а участникам экспериментальной группы, помимо этого, предлагалось прочитать этот текст по ролям и разыграть театрализованную сценку по сюжету произведения. По окончании эксперимента мы предложили детям написать сочинение по рассказу Э. Успенского «Дядя Федор идет в школу», на основе оценок которого определялась эффективность данного метода.

Ребята моего класса посмотрели мультфильм, чтобы лучше представлять, о чем идет речь. На втором этапе мною были заданы вопросы с целью определить, правильно ли был интерпретирован сюжет. А на третьем предложено самостоятельно выбрать роли, выписать из текста сказки текст ролей, а на занятиях кружка школьного театра «Театр для всех», который веду я сама, ребята репетировали свои роли. В процессе наблюдения за репетицией для меня важным являлось то, насколько хорошо дети запомнили последовательность ролей, какова степень выраженности их заинтересованности в сюжете, интересна ли им данная работа.

Результат превзошёл все ожидания, мы приняли с нашим спектаклем участие во Всероссийском проекте Движение первых «Спектакль для мамы» и заняли первое место. А из проверенных сочинений стало ясно о глубоком осмысленном прочитанного, увиденного и того, в чем ученик принял участие сам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что такой метод работы на уроках литературного чтения, как чтение по ролям с элементами театральной педагогики или собственно инсценировка является эффективной. В пользу данного довода свидетельствуют и результаты анализа полученных оценок участниками контрольной и экспериментальной групп.

Приведу пример использования элементов театрализации на уроках литературного чтения.

Тема урока: Э. Успенского «Дядя Федор идет в школу». Использование элементов театральной педагогики на уроках литературного чтения.

Цели: формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения.

I. Мотивация и целеполагание. Актуализация знаний.
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте успешного урока.
Совсем недавно мы были в театре. И вы уже знаете, что это такое! Что же такое театр?
(Место для зрелищ - краткий театральный словарь)
Театр (от греч. theatron - место для зрелища, зрелище) - вид искусства, средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
Давайте немного приоткроем занавес. Что можем увидеть за кулисами перед началом спектакля?
(Репетицию актеров, подготовку декораций и костюмов, работу грима, технического персонала)
-Скоро вы познакомитесь с героями рассказа, но они не захотели раскрывать имен своих героев и предлагаю вам их отгадать.
1. Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.
Кот Матроскин.
2. Песенку запел нам он, мораль в ней эта одна: “Не бойтесь, дети, приступайте смело!”. Шарик.
3. Умный и сообразительный, вносит порядок независимо от времени. Дядя Федор.
4. Хитрый и жадный, подкупает шоколадками, но в конце всегда получает по заслугам. Почтальон Печкин.
-Назовите героев и автора рассказа

II. «Открытие» нового знания детьми
- Сегодня я буду в роли преподавателя по актёрскому мастерству, как в театральном кружке. Давайте вспомним, какими навыками должен обладать актёр и обратимся к нашему театральному словарю, чтобы узнать определение «актёрское мастерство», «сценическая речь».
Итак, актёрское мастерство — это искусство создания сценических образов (ролей) в театральных постановках.
Сценическая речь — это выразительное, яркое звучание голоса актёра, которое обеспечивается правильной дикцией, благозвучием тембра, глубиной и объёмностью голоса.
- Как считаете, достигли ли мы с вами актёрского мастерства? На какой ступени мы находимся?
Да, мы на начальном этапе. Чтобы двигаться дальше, нужно выполнять определённые упражнения. Какие упражнения мы делаем, чтобы улучшить выразительность речи?
-Это дыхательные упражнения, упражнения на артикуляцию, развитие дикции и тренировка звука.

III. Работа в группах
1.Развитие дикции.
(Проговаривать скороговорки, начинать с медленного темпа, затем все больше ускоряться.)
1. У дяди Федора дом в деревне,
а у Гудвина – в городе.
2. У кота Мурчалло в животе урчало
Мурка бурчала что много ест Мурчалло
2.Мимические упражнения. Каждая команда получила конверт с карточками, изобразите эти слова только при помощи мимики и жестов.
Выполняют задание всей группой, показывают зрителям, те должны угадать эмоции.
Карточками: страх, радость, печаль.
3 Упражнение на быстроту чтения и понимание текста:
Текст на партах:
Катя включила компьютер и вызвала на экран картинку Интернета.
−Теперь мы выбираем то, что нас интересует. Мы можем вызвать на экран
страницы любой книги.
−Как мы выбираем? - спросил дядя Фёдор.
−Очень просто, - ответила Катя. - Видите, у меня в руках «мышка».
В руках у Кати была пластмассовая «мышка», хотя это была, скорее, пластмассовая «черепашка». Она была соединена проводом с компьютером. И когда Катя катала эту «мышку» по столу, на синем экране бегала чёрная стрелка.
− Я наезжаю стрелкой на нужное слово, например, «МУЗЕИ», и нажимаю специальную кнопочку, - объяснила Катя. - На экране появится список музеев, которые мы можем посетить.
− Что, прямо не выходя из дома? - спросил Печкин.
− Прямо не выходя из дома, - ответила Катя. - Их картины сами придут к нам на экран.−
Такой способ ходить в музеи мне очень нравится, - сказал Матроскин. - И одежду в гардероб сдавать не надо. И никто не скажет: «Что это вы собак и кошек в музей
напустили!»
Ответь на вопросы по тексту.
1) Кто обучал дядю Фёдора пользоваться Интернетом?
2) Чем пользовалась Катя, когда искала нужную информацию?
3) Как можно рассмотреть картинки на экране компьютера?
4) Расскажи, какой ещё есть способ посетить музеи?
4.Чтобы правильно представить своего героя, надо изучить его характер. Предлагаю командам составить синквейны на тему:
Дядя Федор, кот Матроскин, почтальон Печкин

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.
На этом этапе был использован элемент театрализации (Инсценирование отрывка).
б) Инсценировка отрывка.

V. Поведение итогов

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены